Техники формирования ассертивного поведения у несовершеннолетних, как метод предотвращения конфликтных ситуаций в образовательном учреждении
21 октября 2022 года состоялся педагогический совет по теме "Техники формирования ассертивного поведения у несовершеннолетних, как метод предотвращения конфликтных ситуаций в образовательном учреждении".
Ассертивность как часть личностного потенциала, выступает необходимым условием для самореализации и является ведущим фактором развития подростков. По данным Всемирной организации здравоохранения, именно в этом возрасте наблюдается резкий рост числа различных форм девиантного поведения. Отсутствие необходимых жизненных навыков, стратегий поведения, неспособность подростков справиться с новыми социальными требованиями, могут повлечь за собой развитие отклонений в поведении и привести к девиантным его проявлениям, возможным акцентуациям характера. Поскольку именно подростковый возраст является определяющим в освоении социально важных навыков, способствующих эффективной коммуникации со сверстниками и взрослыми, в настоящее время особое внимание уделяется процессу формирования навыков ассертивного поведения у подростков. В этот период решаются важнейшие вопросы, такие как дальнейшее самоопределение, выбор профессии и жизненного пути в целом, умение брать на себя ответственность за себя и свой выбор, принятие нового положения в семье и обществе.
Актуальность разработки и применения психолого-педагогических методов и приемов по формированию навыков ассертивного поведения у подростков обусловлена социальными явлениями в нашем обществе и необходимостью, максимально подготовить подростков к вступлению в самостоятельную жизнь. Подростковый возраст – период, протекание которого во многом определяет дальнейший жизненный путь человека.
Содержание занятий, упражнения и задания должны затрагивать и воздействовать на все структуры ассертивности, способствуя формированию навыков ассертивного поведения, повышению эффективности проводимой психолого-педагогической деятельности.
Одной из эффективных педагогических форм является проведение тренинговых занятий, которые имеют целью формирование уверенности в себе, ассертивного поведения в обществе, в межличностных отношениях без проявления агрессивности. Занятия представляет собой отработку навыков ассертивного поведения путем приобретения новых конструктив-ных моделей поведения: представлений, которые ведут к уверенному способу взаимодействия с социумом; убеждений, способствующих достижению намеченных целей.
Педагоги рассмотрели примеры тренинговых занятий и некоторые правила поведения с подростками.
Именно ассертивная позиция позволяет человеку отстаивать свои права, но толерантно, уважать при этом другого.